Порядок установления и осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан определяется главами 20 и 21 Семейного кодекса Российской Федерации, статьями 31-40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Установление опеки или попечительства над несовершеннолетними имеет целью обеспечить их содержание, воспитание и развитие, а также осуществлять защиту их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Подопечные несовершеннолетние состоят на учете в органе опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания, специалисты которого осуществляют сопровождение семей с подопечными и контроль их жизни.
Законодательство по вопросам опеки и попечительства предусматривает такие моменты, как необходимость выяснения и учета мнения ребенка при решении вопроса об установлении над ним опеки или попечительства, обязательность устройства братьев и сестер в одну приемную семью, если нет каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих не выполнять это требование.
К кандидатам в опекуны (попечители) предъявляются определенные требования. Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин, который: не был лишен или ограничен в родительских правах; не имеет судимости по определенным законом видам преступлений; прошел подготовку как кандидат в опекуны (данное требование не распространяется на близких родственников ребенка и граждан, которые ранее были опекунами, попечителями и усыновителями и исполняли свои обязанности надлежащим образом); не состоит в однополом браке и не является не состоящим в браке гражданином государства, в котором разрешены однополые браки; не является больным хроническим алкоголизмом или наркоманией и не страдает заболеваниями, которые препятствуют его возможности быть опекуном (попечителем).
Кроме этого при назначении ребенку опекуна (попечителя) обязательно учитываются нравственные и иные личные качества кандидата, его жилищно-бытовые условия и способность выполнять обязанности опекуна, отношения членов семьи кандидата к планируемому проживанию в их доме приемного ребенка. Близкие родственники несовершеннолетнего имеют преимущественное право быть его опекуном (попечителем) перед всеми другими лицами.
У несовершеннолетнего, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов.
После установления опеки или попечительства опекун (попечитель) приобретает права законного представителя приемного ребенка, обязан проживать с подопечным ребенком, заботиться о его воспитании, материальном и бытовом содержании, организовывать обучение и развитие, обеспечивать уход и лечение, защищать права и интересы.
Опекун имеет право самостоятельно определять способы воспитания приемного ребенка с учетом его мнения и рекомендаций специалистов органа опеки и попечительства, выбирать учебное заведение и форму обучения, и обязан обеспечить получение подопечным общего среднего образования. Опекун не вправе препятствовать общению подопечного со своими родителями и другими родственниками, если это не противоречит его интересами, и если родители не утратили право на общение с ребенком. У опекуна не возникает права собственности на имущество подопечного, в том числе на суммы полагающихся ребенку алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Управление имуществом ребенка опекуном осуществляется в соответствии с требованиями ст.37 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей получение на все действия с имуществом подопечного предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При наличии у подопечного недвижимого и ценного движимого имущества, и необходимости в постоянном управлении этим имуществом, оно может быть передано в доверительное управление лицу, определенному органом опеки и попечительства.
Надзор за условиями жизни и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных и исполнения опекунами (попечителями) своих обязанностей осуществляют специалисты органа опеки и попечительства, проводя плановые и внеплановые проверки и составляя соответствующие акты.
При установлении опеки или попечительства производится две единовременных выплаты: 34831 руб. из бюджета Санкт-Петербурга перечисляются на счет подопечного и 18004, 12 руб. из федерального бюджета при всех формах семейного устройства на счет опекуна (попечителя) с 01.02.2020 г., а при усыновлении детей-инвалидов, детей старше 7 лет, братьев и (или) сестёр – 137 566,14 руб.
Все опекуны и попечители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет бюджета субъекта Российской Федерации ежемесячно получают денежные средства на содержание подопечного ребенка. В 2020 году сумма ежемесячной выплаты составляла 12874 руб. Размер выплаты увеличивается на 50% до исполнения подопечному 3 лет, а также если подопечный является инвалидом или имеет отклонения в развитии. Денежные средства зачисляются на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в интересах подопечного в кредитном учреждении, и могут расходоваться на нужды подопечного.
Законом об опеке и попечительстве предусмотрено безвозмездное и возмездное исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.
Орган опеки и попечительства вправе, исходя из интересов несовершеннолетнего, установить опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства. В этом случае с опекуном или попечителем заключается договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, предусматривающий получение им вознаграждения за исполнение своих обязанностей. Вознаграждение может выплачиваться из разных источников – из средств бюджета субъекта Российской Федерации, из средств третьих лиц, за счет доходов от управления имуществом подопечного.
В Санкт-Петербурге наиболее распространенной является такая форма как установление опеки или попечительства на возмездных условиях по договору о приемной семье. В течение десяти дней после принятия органом опеки и попечительства акта об установлении опеки или попечительства на возмездных условиях между органом опеки и попечительства по месту проживания приемной семьи с одной стороны и опекуном или попечителем с другой стороны заключается договор о приемной семье. В договоре устанавливаются права и обязанности сторон, в том числе выплата приемному родителю ежемесячного денежного вознаграждения. Размер вознаграждения в 2020 году составлял 12071 руб. за одного приемного ребенка, 18107 руб. за двух приемных детей и т.д. В 2021 г. вознаграждение увеличилось: соответственно - 12 481, 0 руб., 18 722, 0 руб. и т.д. С увеличением числа приемных детей, сумма вознаграждения также увеличивается. Законодательство предусматривает, что количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Один раз в год опекун или попечитель отчитываются перед органом опеки и попечительства об использовании имущества подопечного, в том числе о расходах, принадлежащих подопечному денежных средств.
Законом предусмотрена возможность освобождения и отстранения опекунов (попечителей) от своих обязанностей.
Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей возможно в случае усыновления ребенка, возвращения его родителям или помещения под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникновения противоречий между интересами опекуна и подопечного, а также в связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни опекуна, не позволяющими ему быть опекуном несовершеннолетнего.
Отстранение гражданина от исполнения обязанностей опекуна возможно по инициативе органа опеки и попечительства, если установлены факты ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей, использования им опеки или попечительства в корыстных целях, оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Опекун может быть привлечен к административной или уголовной ответственности по требованию органа опеки и попечительства.
Опека в отношении несовершеннолетнего и исполнение гражданином обязанностей опекуна (попечителя) заканчивается по достижении подопечным совершеннолетия.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки вышеуказанной категории лиц определены в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Во исполнение Федерального закона в Санкт-Петербурге принят региональный нормативный акт – Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», в главе 3 которого как раз и обозначены меры социальной поддержки подопечных и лиц из их числа.
Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки предусмотрены по основным направлениям жизни подопечных – образование, отдых и медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение, на труд и судебную защиту.
В сфере образования подопечным и лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет: компенсируются расходы по оплате курсов подготовки к поступлению в государственные учреждения среднего профессионального и высшего образования; предоставляется право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования; обеспечивается полное государственное обеспечение в период очного обучения в государственных учреждениях среднего профессионального и высшего образования, которое сохраняется на период академического отпуска по болезни; выплачиваются государственная социальная стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, единовременное денежное пособие и единовременная денежная компенсация при поступлении в учебное заведение и по окончании обучения; оплачивается проезд на социальных маршрутах наземного транспорта, в метро, электричках.
В сфере отдыха и медицинского обслуживания вышеуказанные лица обеспечиваются бесплатным проездом один раз в год к месту отдыха или лечения и обратно; путевками в оздоровительные лагеря в период каникул; бесплатной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичной; ежегодной диспансеризацией; возможностью за счет средств государственного бюджета проходить лечение за пределами территории Российской Федерации.
Предусмотрены меры социальной поддержки и в сфере имущественных прав. Детям, находящимся под опекой или попечительством, а так же - лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет на период очного обучения, службы в рядах Вооруженных Сил и на период нахождения в местах лишения свободы, предоставляются денежные компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, финансируются за счет бюджета однократно расходы по ремонту жилого помещения.
Значимая мера социальной поддержки – это предоставление подопечным по достижению возраста 18 лет жилого помещения. Жилые помещения предоставляются тем подопечным и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений, а также в случаях, когда проживание в имеющемся жилье признается невозможным при определенных законом обстоятельствах. В Санкт-Петербурге бывшим подопечным предоставляются благоустроенные однокомнатные квартиры.
Охраняются государством и трудовые права указанной категории лиц. Органы государственной службы занятости оказывают содействие подопечным и лицам из их числа в подборе работы и трудоустройстве, организуют профессиональную ориентацию, прохождение профессионального обучения. Тем, кто впервые обращается в поисках работы, выплачивается ежемесячное пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением профессионального обучения. Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, увольняемым из организаций в связи с ликвидацией или сокращением численности штата, работодатель обязан обеспечить за счет своих средств необходимое обучение с последующим трудоустройством.
И еще одна мера социальной защиты – возможность данной категории граждан обратиться за бесплатной юридической помощью.
Список документов для оформления опеки (попечительства) над несовершеннолетними гражданами:
После предоставления вышеуказанных документов в течение 3 дней производится обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), по результатам которого в течение 3 дней оформляется акт обследования.
В течение 10 рабочих дней со дня получения необходимых документов, на основании указанных документов, акта обследования условий жизни кандидата в опекуны/попечители, а также документов несовершеннолетнего, принимается решение о назначении гражданина опекуном/попечителем.
Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по подбору, учету и подготовке органом опеки и попечительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, находящихся в приемных семьях.
Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по освобождению опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.
Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по выдаче разрешения органа опеки и попечительства на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.
Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по оказанию содействия опекунам и попечителям в защите прав и законных интересов подопечных.