зеленогорск.спбюрф
Телефон приемной:
8 (812) 433-80-63
Версия для
слабовидящих
Сайт Зеленогорска » ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!



Последние новости

Все новости

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Порядок установления и осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан определяется главами 20 и 21 Семейного кодекса Российской Федерации, статьями 31-40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Установление опеки или попечительства над несовершеннолетними имеет целью обеспечить их содержание, воспитание и развитие, а также осуществлять защиту их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Подопечные несовершеннолетние состоят на учете в органе опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания, специалисты которого осуществляют сопровождение семей с подопечными и контроль их жизни.

Законодательство по вопросам опеки и попечительства предусматривает такие моменты, как необходимость выяснения и учета мнения ребенка при решении вопроса об установлении над ним опеки или попечительства, обязательность устройства братьев и сестер в одну приемную семью, если нет каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих не выполнять это требование.

К кандидатам в опекуны (попечители) предъявляются определенные требования. Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин, который: не был лишен или ограничен в родительских правах; не имеет судимости по определенным законом видам преступлений; прошел подготовку как кандидат в опекуны (данное требование не распространяется на близких родственников ребенка и граждан, которые ранее были опекунами, попечителями и усыновителями и исполняли свои обязанности надлежащим образом); не состоит в однополом браке и не является не состоящим в браке гражданином государства, в котором разрешены однополые браки; не является больным хроническим алкоголизмом или наркоманией и не страдает заболеваниями, которые препятствуют его возможности быть опекуном (попечителем).

Кроме этого при назначении ребенку опекуна (попечителя) обязательно учитываются нравственные и иные личные качества кандидата, его жилищно-бытовые условия и способность выполнять обязанности опекуна, отношения членов семьи кандидата к планируемому проживанию в их доме приемного ребенка. Близкие родственники несовершеннолетнего имеют преимущественное право быть его опекуном (попечителем) перед всеми другими лицами.

У несовершеннолетнего, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов.

После установления опеки или попечительства опекун (попечитель) приобретает права законного представителя приемного ребенка, обязан проживать с подопечным ребенком, заботиться о его воспитании, материальном и бытовом содержании, организовывать обучение и развитие, обеспечивать уход и лечение, защищать права и интересы.

Опекун имеет право самостоятельно определять способы воспитания приемного ребенка с учетом его мнения и рекомендаций специалистов органа опеки и попечительства, выбирать учебное заведение и форму обучения, и обязан обеспечить получение подопечным общего среднего образования. Опекун не вправе препятствовать общению подопечного со своими родителями и другими родственниками, если это не противоречит его интересами, и если родители не утратили право на общение с ребенком. У опекуна не возникает права собственности на имущество подопечного, в том числе на суммы полагающихся ребенку алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат.

Управление имуществом ребенка опекуном осуществляется в соответствии с требованиями ст.37 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей получение на все действия с имуществом подопечного предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При наличии у подопечного недвижимого и ценного движимого имущества, и необходимости в постоянном управлении этим имуществом, оно может быть передано в доверительное управление лицу, определенному органом опеки и попечительства.

Надзор за условиями жизни и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных и исполнения опекунами (попечителями) своих обязанностей осуществляют специалисты органа опеки и попечительства, проводя плановые и внеплановые проверки и составляя соответствующие акты.

При установлении опеки или попечительства производится две единовременных выплаты: 34831 руб. из бюджета Санкт-Петербурга перечисляются на счет подопечного и 18004, 12 руб. из федерального бюджета при всех формах семейного устройства на счет опекуна (попечителя) с 01.02.2020 г., а при усыновлении детей-инвалидов, детей старше 7 лет, братьев и (или) сестёр – 137 566,14 руб. 

Все опекуны и попечители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет бюджета субъекта Российской Федерации ежемесячно получают денежные средства на содержание подопечного ребенка. В 2020 году сумма ежемесячной выплаты составляла 12874 руб. Размер выплаты увеличивается на 50% до исполнения подопечному 3 лет, а также если подопечный является инвалидом или имеет отклонения в развитии. Денежные средства зачисляются на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в интересах подопечного в кредитном учреждении, и могут расходоваться на нужды подопечного.

Законом об опеке и попечительстве предусмотрено безвозмездное и возмездное исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.

Орган опеки и попечительства вправе, исходя из интересов несовершеннолетнего, установить опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства. В этом случае с опекуном или попечителем заключается договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, предусматривающий получение им вознаграждения за исполнение своих обязанностей. Вознаграждение может выплачиваться из разных источников – из средств бюджета субъекта Российской Федерации, из средств третьих лиц, за счет доходов от управления имуществом подопечного.

В Санкт-Петербурге наиболее распространенной является такая форма как установление опеки или попечительства на возмездных условиях по договору о приемной семье. В течение десяти дней после принятия органом опеки и попечительства акта об установлении опеки или попечительства на возмездных условиях между органом опеки и попечительства по месту проживания приемной семьи с одной стороны и опекуном или попечителем с другой стороны заключается договор о приемной семье. В договоре устанавливаются права и обязанности сторон, в том числе выплата приемному родителю ежемесячного денежного вознаграждения. Размер вознаграждения в 2020 году составлял 12071 руб. за одного приемного ребенка, 18107 руб. за двух приемных детей и т.д. В 2021 г. вознаграждение увеличилось: соответственно -  12 481, 0 руб., 18 722, 0 руб. и т.д. С увеличением числа приемных детей, сумма вознаграждения также увеличивается. Законодательство предусматривает, что количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Один раз в год опекун или попечитель отчитываются перед органом опеки и попечительства об использовании имущества подопечного, в том числе о расходах, принадлежащих подопечному денежных средств.

Законом предусмотрена возможность освобождения и отстранения опекунов (попечителей) от своих обязанностей.

Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей возможно в случае усыновления ребенка, возвращения его родителям или помещения под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникновения противоречий между интересами опекуна и подопечного, а также в связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни опекуна, не позволяющими ему быть опекуном несовершеннолетнего.

Отстранение гражданина от исполнения обязанностей опекуна возможно по инициативе органа опеки и попечительства, если установлены факты ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей, использования им опеки или попечительства в корыстных целях, оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Опекун может быть привлечен к административной или уголовной ответственности по требованию органа опеки и попечительства.

Опека в отношении несовершеннолетнего и исполнение гражданином обязанностей опекуна (попечителя) заканчивается по достижении подопечным совершеннолетия.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки вышеуказанной категории лиц определены в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Во исполнение Федерального закона в Санкт-Петербурге принят региональный нормативный акт – Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», в главе 3 которого как раз и обозначены меры социальной поддержки подопечных и лиц из их числа.

Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки предусмотрены по основным направлениям жизни подопечных – образование, отдых и медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение, на труд и судебную защиту.

В сфере образования подопечным и лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет: компенсируются расходы по оплате курсов подготовки к поступлению в государственные учреждения среднего профессионального и высшего образования; предоставляется право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования; обеспечивается полное государственное обеспечение в период очного обучения в государственных учреждениях среднего профессионального и высшего образования, которое сохраняется на период академического отпуска по болезни; выплачиваются государственная социальная стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, единовременное денежное пособие и единовременная денежная компенсация при поступлении в учебное заведение и по окончании обучения; оплачивается проезд на социальных маршрутах наземного транспорта, в метро, электричках.

В сфере отдыха и медицинского обслуживания вышеуказанные лица обеспечиваются бесплатным проездом один раз в год к месту отдыха или лечения и обратно; путевками в оздоровительные лагеря в период каникул; бесплатной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичной; ежегодной диспансеризацией; возможностью за счет средств государственного бюджета проходить лечение за пределами территории Российской Федерации.

Предусмотрены меры социальной поддержки и в сфере имущественных прав. Детям, находящимся под опекой или попечительством, а так же - лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет на период очного обучения, службы в рядах Вооруженных Сил и на период нахождения в местах лишения свободы, предоставляются денежные компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, финансируются за счет бюджета однократно расходы по ремонту жилого помещения.

Значимая мера социальной поддержки – это предоставление подопечным по достижению возраста 18 лет жилого помещения. Жилые помещения предоставляются тем подопечным и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений, а также в случаях, когда проживание в имеющемся жилье признается невозможным при определенных законом обстоятельствах. В Санкт-Петербурге бывшим подопечным предоставляются благоустроенные однокомнатные квартиры.

Охраняются государством и трудовые права указанной категории лиц. Органы государственной службы занятости оказывают содействие подопечным и лицам из их числа в подборе работы и трудоустройстве, организуют профессиональную ориентацию, прохождение профессионального обучения. Тем, кто впервые обращается в поисках работы, выплачивается ежемесячное пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением профессионального обучения. Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, увольняемым из организаций в связи с ликвидацией или сокращением численности штата, работодатель обязан обеспечить за счет своих средств необходимое обучение с последующим трудоустройством.

И еще одна мера социальной защиты – возможность данной категории граждан обратиться за бесплатной юридической помощью.

Список документов для оформления опеки (попечительства) над несовершеннолетними гражданами:

  • паспорт заявителя;
  • заявление с просьбой о назначении опекуном/попечителем (оформляется на приеме);
  • справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход, либо аналогичная справка с места работы супруга (супруги) гражданина, выразившего желание стать опекуном, или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) – справка действительна 1 год;
  • справки Ф-9, Ф-7 с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, а также документы, подтверждающие право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение – справки действительны 1 год;
  • справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (заказ и получение справки об отсутствии судимости производится районном Многофункциональном центре (МФЦ) – справка действительна 1 год;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ (запрос выдается в отделе опеки и попечительства) – справка действительна 6 месяцев;
  • копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
  • копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном (направление на обучение выдается в отделе опеки и попечительства) – прохождение подготовки не требуется близким родственникам ребенка (бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам), а также лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
  • автобиография;
  • копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного Фонда РФ или тинного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты);
  • заключение органа опеки и попечительства по месту жительства кандидата в опекуны/попечители о возможности быть опекуном/попечителем – действительно 2 года

После предоставления вышеуказанных документов в течение 3 дней производится обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), по результатам которого в течение 3 дней оформляется акт обследования.

В течение 10 рабочих дней со дня получения необходимых документов, на основании указанных документов, акта обследования условий жизни кандидата в опекуны/попечители, а также документов несовершеннолетнего, принимается решение о назначении гражданина опекуном/попечителем.

Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по подбору, учету и подготовке органом опеки и попечительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, находящихся в приемных семьях.

Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по освобождению опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по выдаче разрешения органа опеки и попечительства на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.

Административный регламент по предоставлению Местной администрацией муниципального образования город Зеленогорск, осуществляющей отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по оказанию содействия опекунам и попечителям в защите прав и законных интересов подопечных.

 

Официальный сайт "Муниципального образования город Зеленогорск" ©2013 – 2024,
Все права защищены