«Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера».
Тема № 6: «Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера».
Учебно-воспитательные цели - Ознакомить слушателей с правилами поведения по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, аварии на общественном транспорте, ДТП, на воде, бытовых отравлениях, укусе животными.
Время: 2 часа.
________________________________________________________________
учебные вопросы
№ п/п |
Наименование учебных вопросов |
Время (мин.) |
|
Вводная часть |
5 |
1. |
Возможные негативные факторы бытового характера. |
30 |
2. |
Правила действия по обеспечению безопасности населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. |
50 |
|
Заключительная часть |
3 |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Прогресс и социальное развитие цивилизации несут относительное повышение благосостояния в такой ячейке общества, как семья. Одновременно это ведет к нарастанию воздействия на человека негативных последствий жилой (бытовой) сферы. Чем сложнее становится система, обеспечивающая жизнь человека, тем выше вероятность появления нарушений в её работе. Безопасность существования человека в бытовой сфере – многоуровневый процесс, на который влияют различные факторы.
В повседневной жизни человека окружают множество приборов, приспособлений, машин без которых невозможно представить его существование в доме, квартире и за её пределами.
Бытовая сфера тесно связана с другими элементами городской инфраструктуры – транспортом, культурно-зрелищными заведениями, учреждениями здравоохранения, торговыми объектами и другими. Процесс урбанизации городов и мегаполисов необратим и будет продолжаться. Порожденные этим явлением изменения в бытовойсферебудут в значительной степени обуславливать негативные сдвиги для здоровья человека.
Таким образом, оценивая растущую опасность влияния негативных факторов бытовой среды на жизнедеятельность человека, необходимо формировать в сознании людей потребность в знаниях по профилактике и защите от этого рода опасностей, прививать культуру разумного и безопасного использования современных достижений науки и техники в бытовой сфере.
Первый учебный вопрос.
Возможные негативные факторы бытового характера.
Жилая (бытовая) сфера – это совокупность условий и факторов, позволяющих человеку на территории проживания осуществлять не производственную деятельность
Для бытовой (жилой) сферы характерны:
-искусственность, поскольку определяющую роль в создании бытовой сферы имеет целенаправленная деятельность человека;
-расширение числа потребностей человека, которые удовлетворяются в данной сфере (культурное развитие, общение, развлечение, оздоровительный и спортивный отдых, личный транспорт, домашние животные, загородный дом и т. д.);
-создание новых коммуникаций, насыщения жилья электробытовыми приборами для удовлетворения современных и будущих потребностей;
-непрерывная изменчивость среды, её динамизм, порождающий новые проблемы.
Жилую сферу в современном виде можно представить в виде взаимосвязанных уровней (иерархического дерева) разделив при этом на ближнюю и дальнюю.
Ближняя бытовая сфера представлена квартирой, где проживает человек и его семья. В самой квартире существует множество уровней и подуровней, которые в той или иной степени между собой взаимодействуют, а зачастую включены один в другой. Это системы энергообеспечения, водоснабжения, техника и приборы, обеспечивающие жизнь человека.
Дальняя бытовая сфера включает все виды транспорта, на которых человек перемещается к месту производственной деятельности, учебы, отдыха и многое другое.
Рассмотрим эту сложную систему в виде директории, связав её с возможными негативными факторами, которые может дать тот или иной уровень (подуровень) бытовой сферы (рис.1).
Рис.1. Структура бытовой сферы.
БЛИЖНЯЯ БЫТОВАЯ СФЕРА:
Уровень: дом (квартира);
Подуровни: электрическая система (проводка), электроприборы (бытовая техника); система горячего и холодного водоснабжения; опасные вещества и средства бытовой химии; домашние животные; система газоснабжения – центральная и локальная.
Дом (городская квартира) – сложная система, обеспечивающая проживающему человеку комфорт, досуг, отдых, восстановление сил перед производственной деятельностью. Включает пять основных подуровней:
I. – связан с эксплуатацией электрической системы квартиры и электрических бытовых приборов. Представляет повышенную опасность. Современное жилье человека в зависимости от достатка и других особенностей может включать от 5 до 30 различных бытовых приборов и приспособлений. Возможные риски, которые может вызвать этот подуровень:
– поражение человека электротоком;
– возникновение пожара в результате «короткого» замыкания, перегрузки сети или переходного сопротивления.
II. – система горячего и холодного водоснабжения. Обеспечивает квартиру питьевой водой, горячей водой для хозяйственных нужд и отопления. Возможные негативные последствия, в результате нарушения в работе систем водоснабжения могут быть:
– ожоги кожи горячей водой;
– протечки и затопление квартиры.
III. – опасные вещества и средства бытовой химии, используемые для различных нужд семьи – это стирка, ремонт квартиры, средства гигиены и многое другое. Прогнозируемые негативные факторы и последствия:
– химические ожоги кожи и слизистых оболочек;
– различные отравления, в том числе детей и животных;
– возникновение пожаров в результате возгорания бытовых средств на основе бутан - пропановой смеси.
IV. – домашние животные. Возможные негативные факторы:
– укусы домочадцев и посторонних людей при выгуле домашних животных (в основном собаки). Инфицирование людей бешенством, гельминтами и др. заболеваниями. Создание неудобств и социальной напряженности при коммунальном проживании людей.
V. – системы централизованного и локального газоснабжения для обогрева жилья и приготовления пищи. Возможные негативы в случае нарушения работы систем:
– отравление бытовым газом;
– взрывы с обрушением перекрытий и других конструкций квартиры (дома) с последующим пожаром.
Ближняя бытовая сфера характеризуется концентрацией опасностей возможных рисков на ограниченной площади (дом, квартира). Одновременное суммирование и аппликация одних факторов на другие может привести к множественным поражениям человека.
ДАЛЬНЯЯ БЫТОВАЯ СФЕРА:
Уровни: транспорт все виды; водные объекты; места массового скопления людей; отдых на природе.
Подуровни: автомобильный транспорт, железная дорога, метро, водный транспорт и отдых на воде, посещение гражданами мест совместного отдыха (кинотеатр, театр, стадион), мест общественной торговли (магазин, рынок…), индивидуальный и семейных отдых на природе (поход, пикник и др.).
Дальняя бытовая сфера – область жизнедеятельности человека помимо дома (квартиры), сложная многоуровневая система. Включает все виды поездок к месту работы и обратно, места, где человек отдыхает, приобретает товары и продукты. Как правило, уровни и подуровни этой системы интегрированы друг с другом, часто используются человеком комплексно, что многократно усиливает риски и опасности в случае сбоя и нарушения в работе системы.
Подуровни транспорта – наземный, подземный и водный, представляют для человека опасность при ДТП, крушении или аварии. Негативы могут реализоваться при неправильном поведении в транспорте, пренебрежении правилами дорожного движения, что может привести к травматизму и, что не исключено, к гибели людей.
Места массового скопления людей (места совместного отдыха, места общественной торговли и пр.) характеризуются наличием большого количества людей на ограниченной площади (пространстве). Развитие негативных факторов, связанных с другими системами (например, аварии на электро- или газовых сетях, сопровождаемых пожаром) может спровоцировать тяжелые последствия и создать большой очаг поражения.
Подуровень, обозначенный как индивидуальный и семейный отдых на природе (поход, пикник, отдых у водоема и т. д.) включает и несет множество опасностей и негативных факторов. Усиление и наложение друг на друга негативов, прежде всего, связано с притуплением чувства (инстинкта) самосохранения человека во время отдыха. Риски и опасности в основном связаны с отсутствием элементарных навыков при ориентировании на незнакомой местности, купании в водоемах, разведении костров, контактами с дикими животными и многое другое.
Второй учебный вопрос.
Правила действия по обеспечению безопасности населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Важную роль в жизни современного человека играет электричество.
При пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии.
К этим средствам относятся моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений,клеи, лакокрасочные материалы.
При пользовании бытовым газом нужно следовать основным правилам:
Метро: – не пытайтесь пройти через турникет бесплатно – это незаконно и опасно (створки могут нанести сильный удар и привести к травме); не бегите по эскалатору, не ставьте вещи и не садитесь на ступени и поручни, не стойте спиной по ходу движения. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора переберитесь на соседний эскалатор. На платформе: – не подходите близко к краю платформы, не заходите за ограничительную черту. Не подходите к вагону до полной остановки поезда; не пытайтесь самостоятельно поднять упавший на рельсы предмет. Позовите дежурного по станции; при падении на рельсы бегите по ходу поезда, где часы и светофор – там лестница, либо ложитесь в желоб между рельсами, закрывая голову руками. Если человек упал на рельсы бегите в сторону машиниста, делайте круговые движения рукой. В вагоне: - не нервничайте, если поезд остановился в тоннеле, выполняйте все распоряжения машиниста; в любых опасных ситуациях пользуйтесь экстренной связью с машинистом.
Автомобиль: – сев в автомобиль пристегнитесь ремнем безопасности; запомните, где в автомобиле находится огнетушитель и аптечка; во время движения не будьте пассивны, следите за дорогой. Если столкновение неизбежно упритесь ногами в пол, обхватите голову руками и натяните ремень безопасности. Находясь на заднем сиденье, ложитесь набок. Если выбраться наружу после столкновения невозможно: - выдавите переднее или заднее стекло ногами, разбейте тяжелым предметом; выбравшись наружу, помогите выбраться остальным. Достаньте из машины аптечку и огнетушитель.
Железная дорога. Не ходите по железнодорожным путям, особенно в районе стрелок; не подлезайте под вагоны, пользуйтесь переходами и пешеходными мостами; не подходите к вагону до полной остановки поезда; не высовывайтесь из окон во время движения поезда; не открывайте наружные двери тамбуров и не выпрыгивайте во время движения поезда.
При возникновении пожара: – сообщите проводнику о пожаре; разбудите спящих пассажиров; эвакуируйтесь в передние вагоны. Если это невозможно уходите в последние вагоны, плотно закрывая за собой двери. Если огнем отрезало от выхода: - укройтесь в купе или туалете; плотно закройте дверь и откройте окно; дожидайтесь помощи, привлекая к себе внимание.
При крушении поезда: – попробуйте выбраться через окно в своем купе; выпрыгивайте из движущегося поезда только в случае опасности для жизни, при этом наденьте побольше одежды, прыгайте по ходу движения со стороны, где нет столбов. Старайтесь приземлиться на обе ноги, сведенные вместе, дальше перекатывайтесь.
Водный транспорт: – если вы оказались за бортом – не паникуйте, осмотритесь. Сбросьте одежду, которая мешает; не делайте много движений, экономьте силы; кричите, если есть шанс, чтобы вас услышали. Подплывая к спасательному средству, машите рукой, чтобы привлечь внимание; переверните спасательный круг на себя, держитесь за него.
Ядовитые грибы и растения: – необходимо знать внешние признаки и отличия съедобных грибов и ягод от ядовитых. Не пробуйте грибы и ягоды на вкус, если не уверены. Собирайте грибы и ягоды с опытными «грибниками», не храните долго собранные грибы и ягоды; при отравлении обратитесь к врачу.
Ядовитая змея: – при встрече со змеёй отойдите в сторону; не садитесь в местах обитания змей – пень, трухлявое дерево, камень, копна сена. При укусе змеи: удалите яд, промойте ранку и перевяжите. Обратитесь к врачу.
Правила поведения на воде: – не ныряйте в незнакомых местах; не заплывайте за буйки; не выплывайте на судовой ход и не приближайтесь к судам. Не хватайте друг друга за руки и ноги во время игр в воде. Не плавайте на надувных матрасах или камерах; не умеющие плавать купаются только в специально оборудованных местах.
При пользовании лодкой запрещается: - отплывать далеко от берега; вставать; переходить и раскачиваться в лодке; нырять с лодки; залезать в лодку через борт.
Если тонет человек: – громко позовите на помощь «Человек тонет!». Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь»; бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце; если хорошо плаваете, доберитесь до тонущего; подплывайте к тонущему сзади, хватайте за шею или волосы и плывите с ним к берегу; не давайте схватить себя утопающему; если утопающий ушел под воду – запомните ориентиры.
Если тонете вы: – не паникуйте, снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричите и зовите на помощь; лягте на спину, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов; если зацепились, постарайтесь освободиться от того, что мешает. При судороге: – задержите дыхание и ущипните сведенную мышцу; расслабьте сведенную конечность.
Движение по льду: – не выходите на тонкий лед; расстегните пояс рюкзака (других вещей), чтобы быстро его сбросить в случае опасности; двигайтесь по натоптанным следам и тропинкам; имейте в руках палку, прощупывайте перед собой путь. Если лед начал трескаться, осторожно ложитесь и ползите по своим следам обратно; при движении группой следуйте друг за другом на расстоянии, вперед пропустите самого опытного.
Если человек провалился под лед: – вызовите «скорую помощь» и спасателей; найдите длинный шест, лыжу, веревку или длинный шарф; завяжите на конце веревки узел; постарайтесь приблизиться к полынье, последние 10-15 метров передвигайтесь ползком, не доползая до края, подайте шест пострадавшему. Вытащив человека из полыньи, помогите ему добраться до теплого помещения, переодеться; окажите первую помощь до приезда врачей.
Если под лед провалились вы: – не паникуйте, постарайтесь не нырять и не мочить голову; придерживайтесь за край льда; зовите на помощь; выбирайтесь на ту сторону льда, откуда пришли; выталкивайте своё тело на лед, помогая ногами, опираясь на согнутые в локтях руки; если лед ломается не оставляйте попыток выбраться; закиньте одну ногу на край льда, перекатывайтесь, отползите на 2-3 метра, встаньте и бегите к ближайшему жилью; не останавливайтесь – выжать одежду и отдохнуть можно только в теплом помещении, двигайтесь и делайте силовые упражнения, пока не разогреетесь, показано теплый чай и 50 мл алкоголя, растирания сухим полотенцем.
Характерные черты паники: паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности; направление бегства при панике не является случайным; по своему характеру паническое бегство асоциально, люди становятся неожиданным источником опасности друг для друга, человек охваченный паникой всегда верит, что обстановка крайне опасна; человек, охваченный паникой плохо соображает, он не ищет альтернативных решений, не видит деталей своего решения.
Для преодоления паники существуют различные приемы. Например: взгляните вверх, сделав полный вдох и, опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив легкие и расслабив все мышцы. Ровное дыхание помогает ровному поведению. Сделайте несколько вдохов и выдохов; посмотрите на что-то голубое или представьте себе насыщенный голубой фон. Задумайтесь об этом на секунду; произнесите про себя очень твердо и уверенно – «Не два!». Это поможет сбить начинающийся эмоциональный сумбур. Также можно спросить себя, назвав по имени (лучше громко вслух): «…ты здесь?» И уверенно себе ответить: «Да, я здесь!»; представьте себя телевизионной камерой, которая на вас смотрит чуть сбоку и с высоты, подумайте, что бы вы посоветовали другому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации?; измените чувство масштаба. Взгляните на вечные облака. Улыбнитесь через силу, сбейте страх неожиданной мыслью или воспоминанием; обратитесь с молитвой к Богу.
Все негативные факторы бытового характера выполняются на определенной территории, которая может быть дополнительно подвержена различным инфекционным инфекциям. В этом случае человек подвергается вторичным факторам к рассмотренныхранее.
Вы оказались на территории, где распространилась опасная инфекция.
-строго выполняйте все указания, противоэпидемические мероприятия;
-максимально сократите ваши контакты с другими людьми;
-прекратите посещение общественных мест, где бывают скопления людей;
-без крайней необходимости не выходите из квартиры;
-выходите на улицу, работайте на открытой местности или в местах, где возможен контакт с другими людьми, только в средствах индивидуальной защиты;
-при первом же признаке заболевания немедленно обращайтесь к врачу;
-не уклоняйтесь от приема лечебно-профилактических средств, назначенных медицинской службой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Жизнь и деятельность человека протекают в окружающей его среде, которая прямо или косвенно оказывает воздействие на его здоровье.
Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Централизованное тепло и водоснабжение, газификация жилых зданий, электроприборы, бытовая химия и многое другое облегчили и ускорили выполнение многих домашних работ, сделали жизнь более комфортабельной. Вместе с тем, внедрение в жизнь достижений научно-технического прогресса дало не только положительные результаты, но и чревато набором неблагоприятных факторов. В этой ситуации, если человек знает, какие угрозы может нести бытовая среда, имеет навыки по самоспасению, ему легче противостоять реализовавшимся негативным факторам бытовой среды. С высокой долей вероятности он сможет сохранить жизнь и здоровье себе и своим близким.